Мелкая моторика и развитие речи.

Форум Материнство, Родительство: Любые темы для обсуждений про наших детей.
Внимание! Для написания сообщений и просмотра вложений в этой теме необходима регистрация!
1 сообщение Страница 1 из 1
#1
24 фев 2017, 22:07

Мелкая моторика и речь — восстанавливая связи


На самом деле на развитие речи ребенка крайне положительно влияет моторное планирование. Что это такое?

Моторное планирование — это умение выстроить логику действия. Например, Вам нужно выучить новый танец. Сперва Вы будете думать куда ставить ногу, как повернуться и т.д. Это и есть этап моторного планирования. Когда Вы перестанете задумываться о порядке действий, это значит, что они перешли на уровень двигательных навыков.

Произношение звуков требует сложного моторного планирования у малышей, которые учатся говорить, и у детей с речевыми трудностями.

Тренировка моторного планирования крупных (ноги, руки, голова, тело) и мелких (пальцы) движений действительно помогает постепенно воспитать более сложное моторное планирование, необходимое для произнесения звуков.

Чтобы был эффект…
Получается, не так важно, чем заниматься — мелкой моторикой или крупной, а важно — как. Важно, чтобы действия были непривычны для ребенка.

Если ребенок изо дня в день собирает одни и те же пазлы и пирамидки, эти действия уже не требуют моторного планирования, они становятся навыками, а значит, не способствуют развитию речи ребенка.

Поэтому для развития речи детей имеет смысл использовать комплексы гимнастики, пальчиковые игры и занятия, требующие от детей осознанного моторного планирования. Особенно эффективно выполнение непривычных действий по сигналу. Пример такого полезного упражнения — прохождение полосы препятствий, когда нужно сначала пройти по дорожке, потом проползти в тоннеле, потом перепрыгнуть с кочки на кочку и т.д.. Или пальчиковая гимнастика, когда ребенок выполняет определенные действия под слова ритмичного стишка.

Итак:

Для развития речи важно не так важно, что мы развиваем — мелкую моторику или крупную, а важно как, а именно: важно воспитание моторного планирования.
Главный принцип проведения упражнений и игр для развития мелкой моторики – быстро делаем или пропускаем то, что уже легко получается. Останавливаемся и тщательно прорабатываем те движения, которые не получаются, пока они не перейдут на уровень автоматизма. После этого движения бесполезны — подбираем новые.
Эффективность повышается при выполнении движений по сигналу, под счет.
Регулярность очень важна. Подобные занятия всего по 5 минут, но каждый день дадут очень хороший результат.
И самое главное: развитие моторного планирования, развитие мелкой моторики даже при правильном подходе, описанном выше — это не панацея, а всего лишь вспомогательный метод для стимуляции и коррекции речи ребенка. Он не может рассматриваться в качестве основного или даже одного из основных! Если малышу уже больше 2 лет, а речи нет — бесполезно надеяться на развитие пальчиков. Речь — это сложная система, поэтому необходима комплексная, многокомпонентная работа (подчас даже нескольких специалистов и самих родителей ребенка) по ее запуску и коррекции.


Какие занятия развивают моторное планирование у маленького ребенка?

Самостоятельное одевание и раздевание, то же — с куклами.
Труд (полить цветы из лейки, вытереть пыль, вымыть пол шваброй, почистить обувь и т.д.).Речь и движение
Пересыпание крупы, переливание воды в разные емкости с помощью различных приспособлений (упражнения практической жизни М.Монтессори). Игры для развития моторного планирования и речи
Обучение пользованию столовыми приборами.
Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация) и конструирование. Развитие мелкой моторики и речи
Шнуровки, шитье.
Закручивание гаек, шурупов, забивание гвоздей и т.п.
Игры с вкладышами, сортерами, пирамидками (пока действия не стали привычными).
Пальчиковые игры: выполнение разных фигур (зайка, коза, стол и т.п.) и движений пальцами (пальчиковая гимнастика со стихами — народными и авторскими).
Речь с движением и логоритмика (выполнение разных движений в сочетании со стихами или песенками).
Прохождение полос препятствий (пролезть сквозь тоннель, перепрыгнуть с кочки на кочку, проползти по дорожке, подлезть под стул, пройти по бревну, перелезть через стульчик и т.д.). Важно постоянно менять препятствия и их порядок.Речь и движение полоса препятствий
Танцы (разучивание новых движений в определенном ритме).
Обучение любым новым моторным навыкам (бросать мяч, прыгать на одной ноге, кататься на велосипеде, залезать и спускаться по лестнице и т.п.).

Правила проведения игр.

Если занятие в данный момент дается ребенку не очень легко, но ему интересно, и он старается, хоть движения не очень ловкие, это значит — все идет правильно. Если только движения начинают получаться автоматически — легко, не задумываясь, это значит, что такие движения больше не служат для развития моторного планирования и речи — и пора привнести что-то новое или поменять игру.
Такие игры трудны для ребенка (если ему легко — занятие уже бесполезно!), поэтому нужно предоставить малышу возможность самому регулировать время игры. Если чувствуете, что ребенку становится скучно или он утомляется — переключите его на другое занятие.
Какие-то занятия интересны ребенку сами по себе. Например, мытье пола или переливание воды. А в другие можно внести дополнительный смысл. Например, мы не просто выкладываем линию из спичек, а прокладываем дорожку для мишки.
Чтобы игра не наскучила ребенку, каждый раз вносите небольшие изменения. Если вчера пересыпали фасоль, сегодня можно предложить рис или кофе. Вчера шли по полосе препятствий в гости к собачке, сегодня прыгаем по кочкам с лягушкой.

Источник: http://detskaya-rech.ru/%D0%BC%D0%B5%D0 ... %87%D1%8C/
katenak
offline
Организатор СП
Организатор СП
Аватара пользователя
 

1 сообщение Страница 1 из 1

Форум Материнство, Родительство: Все о наших детях. Форум

Обсуждаем любые темы про наших деток

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 89